«От мотивации к инновационному мышлению  и поведению граждан…
будет зависеть будущее России»

В.В. Путин

   

   

 

Ресурс – это всё, что человек использует целевым образом, также это может быть всё, что используется в целевой деятельности человека, людей.
          Дошкольное образование подготавливает ребенка к дальнейшему развитию его умений и способностей, навыков и личностных качеств, для успешного внедрения в социум, осуществления продуктивной деятельности и понимания себя.
       Многозадачность, которая ставится системой образования Российской Федерации перед дошкольными организациями, требует от них эффективного использования обширного спектра ресурсов, разработанных или основанных на анализе имеющихся результатов, с целью достижения наивысшего результата в дошкольном образовательном секторе.
        Обширность используемых ресурсов, влияет на глубину раскрытия личности ребенка. ДОО, обладающее наибольшим количеством инструментов для развития потенциалов детей, имеет важную роль в развитии всей образовательной системы.
       Дошкольные образовательные организации не должны быть зациклены на предложенных для образования ресурсах, и должны решать вопрос о их дополнении, изменении или корректировки, в зависимости от текущих потребностях общества и отдельно взятого региона. Каждая ДОО – это отдельная единица образовательного процесса, из которых составлена вся образовательно — личностная картина современного обществом, и они должны обладать правом вносить свои поправки в образовательные ресурсы, которые будут объективны, в своем применении и принесут пользу социуму и каждой личности в нем.
      Ресурсами необходимыми для успешной реализации образовательной программы в дошкольной образовательной организации, обладают не только стандарты, предлагаемые образовательной системой РФ, но и смежные науки о человеке, развитие информационных технологий, изменение запросов социума и самой социальной среды.
        Дошкольно-образовательный ресурс состоит из множества систем педагогического взаимодействия со всеми
субъектами образовательного процесса и социального окружения. Ресурсы подбираются исходя из поставленных целей, и желаемых результатов. Актуальность и уместность формируется на основе возрастных, личностных и индивидуальных особенностях детей. Дошкольная образовательная организация должна направлять основные свои силы, на внедрение и продуктивное использование доступных для нее ресурсов образования. Основной целью использования подобных ресурсов должно быть не только развитие и открытие личности ребенка, но и развитие существующих ресурсов для совершенствование профессиональной деятельности педагогов, педагогической компетентности родителей, развития ДОО в комплексе.
        Разнообразность ресурсов в дошкольном образовании, напрямую влияет на развитие разносторонности всех участников образовательного пространства ДОО, открывает его творческие потенциалы. Это возможно только при эффективном использовании и понимании доступных в настоящее время ресурсов образовательного механизма, которые чаще пока представлены как в теории, так и в практике в разрозненном варианте.
         Все вышесказанное обосновало актуальность данной проблемы и определило тему опытно-экспериментальной работы.

 

 

Психолого — педагогическое исследование 
«Театрализованные игры — как средство развития художественно — творческих способностей старших дошкольников»

 

 

 

 

«Инновационные формы театральной педагогики
в практике социально-коммуникативного развития дошкольников»

 

 

       

     Качества человеческого сообщества определяются духовным и интеллектуальным  потенциалом на базе культуры. Необходимое условие культурной образованности – высокая доля эмоциональной отзывчивости, и что ещё более важно – общества, активно включенного в социально-ролевое взаимодействие на основе собственной мотивации, а не внешней стимуляции. Социально-коммуникативное развитие отзывчивых и эмоционально включенных  в социокультурные  ситуации созидания собственной жизнедеятельности детей выступает сегодня приоритетным направлением всего образования, начиная с его первой ступени – дошкольного и определяется как социальная активность личности.       
    В настоящее время исследова­тели констатируют спад  социальной активности и эмоциональной включенности уже у детей дошкольного возраста. Педагоги всё чаще сталкиваются с  детьми, участвующими в образовательных мероприятиях по необходимости.
      В качестве причин потери интереса современных детей к социальной активности   Печко Л.П. называет упрощенные способы получения информации в средствах мультимедиа, неумение получать удовольствие в самостоятельной коммуникации и познавательной активности, невысокий уровень сформированности самостоятельности мышления и  генерирования творческих решений или идей,  а это – задачи дошкольного образования.         Угасание творческого потенциала детей  связано с обеднением диапазона творческих действий, а также резким сужением чувственных впечатлений и сенсорно-гармонической активности дошкольников.
    Социальная активность — одна из важнейших ценностей современного российского общества. Вопросам развития социальной активности в России сегодня уделяется повышенное внимание на самом высоком государственном уровне. В частности, раздел по развитию социальной активности в обществе в 2018 году был включен в качестве составной части в программу основных направлений работы Правительства РФ на период до 2024 года (раздел 4.9). В свою очередь Национальный проект «Образование», утвержденный в том же году, вобрал себя в качестве важнейшего элемента Федеральный проект «Социальная активность».
       Сегодня совершенно очевидно, что формирование и последовательное развитие социальное активности граждан необходимо начинать с самого раннего, дошкольного возраста, поскольку важнейшие социальные поведенческие установки наиболее продуктивно формируются именно в детстве.              Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития социальной активности. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, с другой, — потерей непосредственности, развитием элементов произвольности, самосознания, внутренних этических позиций, возникновением иерархии мотивов, обобщением переживаний, что обеспечивает ребенку определенный уровень сознательности и самостоятельности (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, Л.И. Божович, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др.).
      Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов ДОУ на развитие начал социальной активности дошкольников в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (п. 2.6), однако стандарт не дает разъяснения, что именно следует понимать под термином «социальная активность» при работе с детьми дошкольного возраста. В этой связи исследователи предлагают различные авторские трактовки. Среди существующих трактовок удачным на сегодняшний день можно признать определение понятия «социальная активность» применительно к периоду дошкольного детства, предложенное Е.А. Шанц. Автор в своем исследовании характеризует социальную активность дошкольников как «деятельное инициативное отношение к себе, к другим, к миру. При таком понимании становится очевидным, что о существовании социальной активности у дошкольников можно говорить только тогда, когда в поведении детей проявляются: − социальные мотивы их деятельности; − социальная инициатива; − воля к социально активной деятельности; − ориентация на социально значимые потребности.
      Особое внимание  проблеме развития  социальной активности и эмоциональной включенности дошкольников уделяли следующие методисты: Важенина Н.Н., Голованова Н.Ф., Иванова Н.В.,  Шитова Т.П. и др.. И в этом направлении театральная педагогика определяет уникальные возможности интеграции форм традиционного театрального творчества детей и инновационных форматов их социально-коммуникативного развития в театральной деятельности.
    Задачи воспитания социальной активности детей решаются на основе организации познавательной и продуктивной образовательной деятельности, способствующей навыкам правильного поведения в обществе, развитию творческих способностей детей, изучению народных традиций, воспитания уважения к своим корням, истокам национальной культуры, развитию интернациональных и патриотических чувств. А также — привитию таких нравственных качеств как справедливость, отзывчивость, доброта и волевых качеств. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, психологическим аспектом. Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.
    Уникальные возможности каждого ребенка наиболее ярко проявляются и развиваются  в творческой деятельности, одной из которых является театрализация. Музыкально — театрализованная деятельность в детском саду – самый распространённый вид детского творчества и форма театральной педагогики. В этой деятельности дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявляют любознательность, они становятся более раскрепощёнными и общительными, учатся четко формулировать и излагать свои мысли, фантазировать, придумывать образы для своих персонажей. В процессе общения с театром рождаются и развиваются эмоционально-эстетические переживания, познавательная культура ребенка, формируются умения творческого самовыражения, перевоплощения, от простого подражания перейти к творческому самовыражению.
     Несомненно, что приобщение дошкольников к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства ею со стороны педагогов: руководителя творческой группы, музыкального руководителя, психолога, логопеда.
        Исходя из проблемы исследования, была сформулирована тема исследования «Инновационные формы театральной педагогики в практике социально-коммуникативного развития дошкольников».