«Инновационные формы театральной педагогики
в практике социально-коммуникативного развития дошкольников»

 Актуальность проблемы

        Качества человеческого сообщества определяются духовным и интеллектуальным  потенциалом на базе культуры. Необходимое условие культурной образованности – высокая доля эмоциональной отзывчивости, и что ещё более важно – общества, активно включенного в социально-ролевое взаимодействие на основе собственной мотивации, а не внешней стимуляции. Социально-коммуникативное развитие отзывчивых и эмоционально включенных  в социокультурные  ситуации созидания собственной жизнедеятельности детей выступает сегодня приоритетным направлением всего образования, начиная с его первой ступени – дошкольного и определяется как социальная активность личности.       
       В настоящее время исследова­тели констатируют спад  социальной активности и эмоциональной включенности уже у детей дошкольного возраста. Педагоги всё чаще сталкиваются с  детьми, участвующими в образовательных мероприятиях по необходимости.
       В качестве причин потери интереса современных детей к социальной активности   Печко Л.П. называет упрощенные способы получения информации в средствах мультимедиа, неумение получать удовольствие в самостоятельной коммуникации и познавательной активности, невысокий уровень сформированности самостоятельности мышления и  генерирования творческих решений или идей,  а это – задачи дошкольного образования.         Угасание творческого потенциала детей  связано с обеднением диапазона творческих действий, а также резким сужением чувственных впечатлений и сенсорно-гармонической активности дошкольников.
       Социальная активность — одна из важнейших ценностей современного российского общества. Вопросам развития социальной активности в России сегодня уделяется повышенное внимание на самом высоком государственном уровне. В частности, раздел по развитию социальной активности в обществе в 2018 году был включен в качестве составной части в программу основных направлений работы Правительства РФ на период до 2024 года (раздел 4.9) [2]. В свою очередь Национальный проект «Образование», утвержденный в том же году, вобрал себя в качестве важнейшего элемента Федеральный проект «Социальная активность».
       Сегодня совершенно очевидно, что формирование и последовательное развитие социальное активности граждан необходимо начинать с самого раннего, дошкольного возраста, поскольку важнейшие социальные поведенческие установки наиболее продуктивно формируются именно в детстве.              Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития социальной активности. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, с другой, — потерей непосредственности, развитием элементов произвольности, самосознания, внутренних этических позиций, возникновением иерархии мотивов, обобщением переживаний, что обеспечивает ребенку определенный уровень сознательности и самостоятельности (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, Л.И. Божович, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др.).
       Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов ДОУ на развитие начал социальной активности дошкольников в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (п. 2.6) [1], однако стандарт не дает разъяснения, что именно следует понимать под термином «социальная активность» при работе с детьми дошкольного возраста. В этой связи исследователи предлагают различные авторские трактовки. Среди существующих трактовок удачным на сегодняшний день можно признать определение понятия «социальная активность» применительно к периоду дошкольного детства, предложенное Е.А. Шанц. Автор в своем исследовании характеризует социальную активность дошкольников как «деятельное инициативное отношение к себе, к другим, к миру. При таком понимании становится очевидным, что о существовании социальной активности у дошкольников можно говорить только тогда, когда в поведении детей проявляются: − социальные мотивы их деятельности; − социальная инициатива; − воля к социально активной деятельности; − ориентация на социально значимые потребности.
       Особое внимание  проблеме развития  социальной активности и эмоциональной включенности дошкольников уделяли следующие методисты: Важенина Н.Н., Голованова Н.Ф., Иванова Н.В.,  Шитова Т.П. и др.. И в этом направлении театральная педагогика определяет уникальные возможности интеграции форм традиционного театрального творчества детей и инновационных форматов их социально-коммуникативного развития в театральной деятельности.
        Задачи воспитания социальной активности детей решаются на основе организации познавательной и продуктивной образовательной деятельности, способствующей навыкам правильного поведения в обществе, развитию творческих способностей детей, изучению народных традиций, воспитания уважения к своим корням, истокам национальной культуры, развитию интернациональных и патриотических чувств. А также — привитию таких нравственных качеств как справедливость, отзывчивость, доброта и волевых качеств. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, психологическим аспектом. Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.
        Уникальные возможности каждого ребенка наиболее ярко проявляются и развиваются  в творческой деятельности, одной из которых является театрализация. Музыкально — театрализованная деятельность в детском саду – самый распространённый вид детского творчества и форма театральной педагогики. В этой деятельности дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявляют любознательность, они становятся более раскрепощёнными и общительными, учатся четко формулировать и излагать свои мысли, фантазировать, придумывать образы для своих персонажей. В процессе общения с театром рождаются и развиваются эмоционально-эстетические переживания, познавательная культура ребенка, формируются умения творческого самовыражения, перевоплощения, от простого подражания перейти к творческому самовыражению.
         Несомненно, что приобщение дошкольников к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства ею со стороны педагогов: руководителя творческой группы, музыкального руководителя, психолога, логопеда.
        Исходя из проблемы исследования, была сформулирована тема исследования «Инновационные формы театральной педагогики в практике социально-коммуникативного развития дошкольников».
        Целью работы является определение эффективных  инновационных форм театральной педагогики в практике социально-коммуникативного развития дошкольников.
        Объект исследования – практика социально-коммуникативного развития дошкольников.
        Предмет исследования – инновационные формы театральной педагогики в практике социально-коммуникативного развития дошкольников.
        Гипотеза исследования заключается в  том, что в практике социально-коммуникативного развития дошкольников наиболее эффективными  выступают такие инновационные формы театральной педагогики как: театр звука, детское радио в аудиоподкастах и  музыкально-образовательные треки с высокочистотной звуковой палитрой.
        В соответствии с целью и гипотезой исследования нами решались следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Определить инновационные формы театральной педагогики в практике социально-коммуникативного развития дошкольников.

        Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации инновационных форм театральной педагогики в практике социально-коммуникативного развития дошкольников, которые могут быть использованы в образовательном процессе ДОО.

Методологический аппарат

        Формирование личности ребенка осуществляется не только в процессе деятельности, непосредственного усвоения знаний, умений, но и в процессе общения со взрослыми, деятельностно-опосредованный тип взаимодействия с которыми является ведущим началом формирования личности ребенка. От того, на каких основах строится взаимодействие между взрослым и ребенком, зависит итоговый результат, поскольку специфика активных и пассивных форм поведения связана, прежде всего, с установкой взрослых на развитие или подавление активности. Основное внимание уделяется отношению педагога к детским инициативам, связанным с организацией или исполнением деятельности.

        Из определения воспитания социальной активности дошкольников как процесса приобщения воспитанников к системе социальных идей, отражающих те или иные ценности, содержание процесса воспитания социальной активности детей дошкольного возраста можно определить как сконцентрированное выражение системы социальных идей о значимости (ценности) явлений и процессов окружающей действительности, овладение которыми позволяет воспитанникам включаться в освоение и преобразование мира человеческой культуры.

        В свою очередь социальные идеи отражают различные виды общественного опыта, который базируется на:

— системе знаний о явлениях, процессах, объектах окружающей действительности;

— опыте эмоционально ценностной оценки явлений, процессов, объектов окружающей действительности;

— опыте осуществления известных способов практической и духовной деятельности;

— опыте творческого преобразования окружающей действительности.

        Каждый элемент выполняет определенные функции.

        Так, система знаний позволяет получить представления об окружающей действительности и выступает как ориентир в деятельности и поведении.

        Опыт эмоционально-ценностной оценки предполагает оценивание личностью объектов, процессов, получаемых о них знаний с точки зрения их общественно и личностно значимой ценности. Кроме того, опыт эмоционально-ценностной оценки регулирует взаимоотношения личности с окружающим миром, направляет ее деятельность.

        Опыт существования известных способов духовной и практической деятельности обеспечивает приобретение личностью умений и навыков выполнения познавательной, общественной, трудовой, художественной, спортивной и других видов деятельности, а также умений и навыков поведения по отношению к другим людям и самому себе.

        Опыт творческого преобразования окружающей действительности обеспечивает проявление воспитанником инициативы, самостоятельности, возможность нестандартного решения возникшей задачи, сложившейся ситуации, создание новых способов деятельности, выработке собственных нравственных эталонов поведения.

        Все указанные элементы содержания воспитания социальной активности дошкольников взаимообусловлены и взаимодополняют друг друга. Именно они определяют специфику воспитательных задач, которые ставит воспитатель в реальных ситуациях педагогического взаимодействия с воспитанниками:

  • познакомить…;
  • убедить в необходимости…;
  • показать значимость-ценность;
  • создать условия для проявления чувства гордости, радости, огорчения, негодования и др.;
  • создать условия для возможности оценить значимость, важность, ценность…;
  • показать возможные пути выполнения…;
  • помочь организовать…;
  • создать условия для проявления инициативы, самостоятельности.

        Очевидно, что музыкально-театрализованная деятельность эффективно решает эти задачи и учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. По законам театральной педагогики  любое образовательное мероприятие должно быть расписано по событиям, как в спектакле. Этот этап называется педагогическим инсценированием.  Построение образовательного процесса в практике социально-коммуникативного направления реализации ФГОС ДО выгодно отличаются, если  педагог владеет театральными приемами его организации. 
        Инсценировка отдельных эпизодов создает благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания социокультурных ситуаций, событий, литературных произведений. Такие занятия предоставляют дошкольникам возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения.
        Сопоставление социальных норм действительности с театральным изображением отдельных сцен усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения, расширяет знания и умения  дошкольников, способствуют развитию познавательного интереса и формированию основ мировоззрения.
        Именно в театрализации возможна апробация дошкольниками накопленных л социальных  знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество, как ценность. Дети зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою, часто нескладную речь, жестами, мимикой, характерными движениями. Такая форма  образовательного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму ребенка, но и к его чувствам.
        Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограниченна и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Дошкольники учатся согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свою деятельность с общественными нормами поведения. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей жизни. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от его темперамента, но большинство малышей пытаются установить дружеские отношения со сверстниками. Ребенок, который мало общается с другими детьми и не принимается ими: из-за неумения организовать совместную деятельность, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым.  Это может привести к резкому снижению самооценки, к замкнутости. Когда дети приобретают опыт, театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившееся литературное произведение с помощью слов, мимики, жестов передавать различные образы. Всё это обогащает словарный запас, развивает память, умение действовать согласно замыслу.
         Музыкальный компонент театральных форм социально-коммуникативного развития дошкольников расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).
        Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма.
        Музыка вызывает  разные социально значимые эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.
        В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создают творческую атмосферу, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.
        Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных     качеств (обучением
    вербальным и невербальным видам обучения);
  • воспитанием воли,   развитием   памяти,   воображения,
    фантазии, речи (диалога и монолога);
  • созданием положительного   эмоционального    настроя,
    снятием   напряженности,   решением   конфликтных
    ситуаций через игру.

        Музыкально – театрализованная деятельность  осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие,  развитие творческих способностей. Музыка и театр  знакомят детей с окружающим миром  во всём его многообразии, через образы, краски, звуки.         
        Музыкально – театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и театр не только развивают воображение ребёнка,  фантазию и творческий  потенциал. Творческие  проявления  детей  в театрализованной деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка.   Основы творческой  инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно  поощрять желание детей  быть  непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.
        Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И раскрыть заветную дверь в мир детского сознания во многом  помогает театр. Театр для детей – это, прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра, которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить — значит, можно творить, фантазировать, воображать, а соответственно принимать творческие решения, легко коммуницировать и реализовывать свои идеи в рамках социальных программы и направлений.